ПДн. НПА. Рекомендации Роскомнадзора по составлению политики обработки ПДн

Недавно Роскомнадзор подготовил и опубликовал на сайте Рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».


У меня в целом положительное отношение к данным рекомендациям. Объясню почему: зачастую Операторы ПДн относятся к публичной политике ПДн как к типовой декларации на одну страницу – туда попадают какие-то типовые вещи, а все подробности остаются во внутренних документах Оператора. Но пользователю/клиенту этой типовой декларации может быть недостаточно для принятия решения о том, стоит ли пользоваться услугой и насколько она безопасна.

Роскомнадзор порекомендовал указывать в политике некоторые сведения, которые операторы уже обязаны указывать в уведомлении Роскомнадзору. Всё равно эти сведения доступны через реестр операторов ПДн, так зачем заставлять клиента ходить за сведениями на внешние ресурсы, если можно указать это в политики. Роскомнадзор порекомендовал указывать дополнительную информацию о передаче ПДн третьим лицам, которая свидетельствует о том, что оператор соблюдает основные принципы обработки ПДн. Рекомендовали описать регламент взаимодействия с субъектом ПДн и привести в примере формы – это будет полезно клиентам, решившим обратится к Оператору ПДн.

В общем то приведенные рекомендации соответствуют и подходам к политике обработки ПДн, принятым в евросоюзе: пример 1, пример 2.

Но есть у меня и несколько замечаний к Рекомендациям:
·         В уведомлении Роскомнадзора категории ПДн и категории субъектов разбиваются по информационным системам, а в Политике в соответствии с Рекомендациями надо разделять по целям обработки. Для оператора ПДн это двойная работа и сложная кросс аналитика. Можно было бы использовать какой-то единый подход.
·         В описании передачи ПДн третьим лицам Рекомендуется указывать перечень действий которые разрешено совершать с ПДн третьему лицу, требования по защите ПДн, которые Оператор предъявил третьему лицу. Тут Роскомнадзор не учел случаи, когда оператор передает данные не по своему желанию, а потому что обязан передать эти данные в соответствии с каким-то ФЗ (ПФР, ФНС и т.п.). И в таком случае он не знает, какие действия будет совершать с ними третье лицо, не может ограничить эти действия или установить требования по защите.
То, что приведено в Рекомендациях применимо только для таких случаев передачи ПДн третьим лицам, в которых Оператор самостоятельно поручает обработку ПДн третьему лицу (обработчику).
·         Авторам Рекомендаций надо было привести примеры, больше примеров !!!, того что можно писать в каждом разделе. Эти примеры есть у Ромкомнадзора в Реестре операторов ПДн. Они были бы полезны
·        Стоило бы рекомендовать указывать в Политике ФИО и контакты лица, ответственного за орг. обр. ПДн  
·         Не мешало бы привести пример полноценной политики, составленной в соответствии с Рекомендациями. Пока что политики Минкомсвязи и управлений РКН не соответствуют данным рекомендациям.

Чтобы немного сгладить последнюю оплошность привожу ниже пример политики обработки ПДн блога (в соответствии с частью 2 статьи 1 152-ФЗ на обработку ПДн физическими лицами для личных нужд не распространяются требования, но мы предположим, что на месте sborisov.blogspot.ru был бы какой-то корпоративный блог) имеющего форму обратной связи (недавняя шумиха с наказанием РКН сайтов, имеющих форму обратной связи, но не имеющих политики ПДн)



Альтернативная ссылка на случай если вариант выше недоступен.

Комментарии

Николай Казанцев написал(а)…
Для полного соответствия можно добавить еще раздел "Актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным"

Популярные сообщения из этого блога

СКЗИ. НПА. Некоторые вопросы применения криптографии

Модель угроз безопасности клиента финансовой организации

КИИ. Категорирование объектов, часть 3